Леонардо да Винчи
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Ориентализм


(от латинского ories - восток)

На арабском базаре (Франц Кослер) Определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции и т.д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.

Чаще всего под понятием ориентализм подразумевают увлечение Востоком, изучение его культуры и искусства, а также применение элементов и стилистических приемов искусства востока, сюжетов, исторических особенностей быта восточной культуры в европейском искусстве.

Во времена грандиозных географических открытий и колониальной экспансии данное течение имело в основном сюжетный характер (правда, с некоторыми знаменательными исключениями). Благодаря активной взаимоинтеграции культур различных стран в двадцатом столетии развитие ориентализма достигает значительных высот (к примеру, влияние на работы Ле Корбюзье мусульманской архитектуры).

Уникальным явлением предстаёт ориентализм в России. В силу её географических, исторических и этнографических сочетаний многих культурных традиций в своём общем, едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных их проявлениях: от лингвистики - до архитектуры.

Ориентализм в европейской фотографии XIX в. Примерами ориентализма являются направления в живописи с использованием тематики, символики, мотивов Ближнего Востока или Китая (шинуазри).

Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой, в конечном счёте, является ориентализм, в Европе и в России, в частности, подвергалось критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, считающие, что чрезмерное увлечение экзотикой Востока не имеет ничего общего с истинным пониманием его культуры - это лишь копирование внешних признаков, не имеющее ничего общего с погружением в изучение смыслов символов и форм.

Огромное влияние оказало японское искусство на формирование колористических взглядов постимпрессионистов (Ван Гог, например, копировал японские гравюры). В значительной степени руководствуется строем восточного миропонимания в своей системе цветоведения И. Иттен.

Из европейских художников, в творчестве которых, в разной степени и с различной акцентуацией прослеживаются явные признаки ориенталистики, можно назвать Ж.О.Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, В.В. Верещагина, Э. Делакруа, Ж. Жерома, Э. Фромантена , Р. Бредена, Ф. Зима, П. Клее, А. Марке, М.И. Пикова, А. Матисса, П. Дюбуа , В.А. Фаворского, Л. Шульца и многих других.

Восточные мотивы присутствуют в русской поэзии от В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова до Н.С. Гумилёва.

С современной концепцией ориентализма, построенной на понимании этого явления, исходя из представлений принадлежащего к восточной культурной традиции мыслителя, но имеющего фундаментальное западное образование, выступает американский учёный арабского происхождения Э.В. Саид (1935—2003 г.).

Арабы (Эжен Фромантен)
Арабы.
Эжен Фромантен.
1871 г.
Будапешт.

Султан Марокко (Эжен Делакруа)
Султан Марокко.
Эжен Делакруа.
1845 г.

Раздувающая кальян (Ж. Жером)
Раздувающая кальян.
Ж. Жерон.
1898 г.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.