Леонардо да Винчи
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Стенография


(от греческого "stenos" — узкий, тесный и "графия" — писать)

Стенография Скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4—7 раз.

Искусство стенографии существовало уже, как можно заключить по некоторым данным, у древних египтян, где условными знаками записывались речи фараонов; от египтян это искусство перешло к грекам и римлянам, у которых имелись скорописцы. 5 декабря 63 г. до н.э. в Древнем Риме состоялось первое известное в истории применение стенографии. По свидетельству историка древности Плутарха, в этот день на заседании римского сената, где решалась судьба заговорщика Катилины, с обвинением выступил Катон младший.

В I веке до н.э. римский грамматик Тирон изобрёл особый способ стенографирования, получивший название "тиронских значков"; эти значки были образованы из римских прописных букв сокращением и упрощением их; в соединении друг с другом значки подвергались известным изменениям и слияниям, для некоторых гласных употреблялись символические обозначения; иногда для обозначения целых слов употреблялись буквенные обозначения; некоторые буквы опускались, хотя без определённой системы. У римлян скорописцы записывали такими значками публичные речи и протоколы заседаний. Во время империи эта стенография изучалась в школах, а впоследствии ею пользовалась и христианская церковь.

Композиция стенографии (П. Чобирко) С падением Римской империи пало и это искусство, хотя и продолжало ещё существовать до времён Каролингов, затем оно совершенно исчезает. Число знаков было весьма велико: Сенека насчитывал их до 5 тысяч, во времена Каролингов их было до 8 тысяч. Рукописи, написанные тиронскими значками, сохранились до настоящего времени. В средние века, после исчезновения тиронских значков, упоминается лишь о попытке английского монаха И. Тильбери составить новую латинскую стенографию (в XII веке). В средние века и в начале новых речи записывались обыкновенным алфавитом, но с сокращениями, которые потом дополнялись. В конце XVI века в Англии вновь появляется искусство стенографии и получает особенное развитие в конце XVIII века. Из Англии стенография распространилась, начиная с XVII века, и на континенте. Наибольшего развития стенография достигла в Северо-Американских Соединённых Штатах, Англии, Франции, Германии, Швейцарии и Австро-Венгрии.

Сам термин «Стенография» был введён в 1602 г. в Англии Дж. Уиллисом. Начиная с XVII в. во всём мире было предложено около 3 тысяч различных систем стенографии и их переработок, в настоящее время их применяется несколько десятков при постоянной тенденции к сокращению количества систем.

В современной стенографии различают системы курсивные и геометральные. Знаки для согласных в курсивных системах взяты из элементов обычного письма, сочетаемых при помощи соединительной линии. Знаки геометральных систем состоят из геометрических фигур (круг и его части, прямые различного наклона) и сочетаются без соединительных линий. Оба типа стенографии изобретены в Англии: геометральная — Дж. Уиллисом (1602 г.), курсивная — С. Бордли (1789 г.). Геометральные системы приняты для языков с относительно короткими словами (английский, французский, испанский), курсивные — для языков с длинными словами (славянские, скандинавские, немецкий). Различают орфографические и фонетические системы стенографии. Первые придерживаются орфографии обычного письма, фонетические системы строят сокращения на выбрасывании букв, соответствующих неслышимым звукам. Русские системы М.А. Терне (1874 г.), З.И. и А.И. Сапонько (1913 г.) строились на т.н. ударном принципе — из срединных гласных слова выписывалась только та, на которую падает ударение.

Сравнение различных видов стенографии В большинстве систем согласные и гласные имеют различное обозначение. Для обозначения согласных в курсивных системах берутся элементы обычного письма, гласные обозначаются при помощи т.н. приёмов вокализации — изменения по длине и направлению соединительной волосной линии между знаками согласных, изменения формы этих знаков, в частности их утолщение (нажим), изменения позиции знаков (повышение и понижение относительно линии письма и относительно друг друга). Состав стенографических знаков для согласных является внеязыковым, что облегчает адаптацию системы стенографии к разным языкам. В дореволюционной России стенография использовалась мало, применялись главным образом переработки курсивных немецких систем.

Первой оригинальной и примененной на практике стенографической системой для русского языка была система М.И. Иванина, опубликованная в 1858 г. в его книге «О стенографии, или искусстве скорописи, и применении её к русскому языку». После Октябрьской революции 1917 г. появились новые системы стенографии — М.И. Лапекина (1920 г.), Н.И. Фадеева (1922 г.), Н.Н. Соколова (1924 г.) и других. В 1920-е г. стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения семи лучших систем стенографии, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933 г., ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы стенографии (ГЕСС), в основу которой положена система Соколова.

ГЕСС — курсивная система, основана на изучении биомеханических закономерностей письма, на учёте частотности букв и морфем в обычном письме и частотности знаков в стенографическом письме. Одним из принципов ГЕСС является стандартность начертаний (слово выписывается одним единообразным способом). Вокализация основана на изменении позиции знаков относительно друг друга. Самыми «удобными» стенографическими знаками обозначаются наиболее частотные единицы языка. ГЕСС адаптирована к украинскому, узбекскому, грузинскому, польскому, и другим языкам.

Учебник по стенографии
Учебник по
стенографии.

Обозначение некоторых слов в стенографии
Обозначение некоторых слов
в стенографии.

Каллиграфический лист на тему стенографии
Каллиграфический
лист на тему
украинской стенографии.
В. Митченко.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.