Леонардо да Винчи
 


Леонардо да Винчи.Биография. Детство.Страница 2

1 | 2

    Кроме математики, Леонардо да Винчи усердно за­нимался древними языками и историей, и его сочи­нения и художественные произведения свидетельствуют о глубоком знании классического мира. В виде развле­чения Леонардо занимался также музыкой, играл на скрипке и на арфе и достиг такого совершенства, что был одним из самых модных учителей музыкального искусства.

 Первоначальную художественную школу прошел Лео­нардо да Винчи под руководством одного из лучших тогдашних флорентийских скульпторов и живописцев, уже упомянутого выше под именем Вероккьо — прозви­щем, под которым он известен; настоящее имя этого главного из учителей Леонардо было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони; прозвище свое он получил по преемству от ювелира Джулиано Вероккьо. Между фло­рентийскими ювелирами XV столетия было немалое чис­ло настоящих художников, к числу которых принадлежал и Джулиано. Таким образом, сам Андреа Вероккьо про­шел довольно хорошую школу и по технике мог по­спорить с любым из тогдашних живописцев и скульпто­ров. Он приучил юного Леонардо не только к добросо­вестному труду, но и к точному наблюдению природы, указывая ему, между прочим, на необходимость основа­тельного изучения анатомии. В этой области сам Верроккьо знал больше, чем большинство его современни­ков.

    Замечательна, как свидетельство реалистического направления этого художника, его картина, изображаю­щая крещение Христа. Рука аскета, с ее жилами и сухожилиями, ясно видными сквозь кожу, почти прилегающую к скелету, и со страшными, искалеченными, ободранными пальцами, написана, очевидно, по знаменитому рецепту Леона Баттиста Альберти: "Нарисуй скелет, покрой его мускулами и жилами и тогда только облеки кожей".

  Но Вероккьо не был реалистом в смысле современ­ного французского натурализма, рекомендующего копи­ровать природу без всякой цели и смысла и весьма близкого к тому, что древние греки, и вслед за ними Лессинг, называли рипарографией (от слова «рипарос» - навоз). Вероккьо отлично понимал, что без известной кра­соты форм и сюжета нет искусства, и искал и находил эту красоту то в расположении человеческих фигур, то в гармонических складках одежды, чаще же всего в глу­бине и силе выражения, свидетельствующего о сильном чувстве или внутренней борьбе живописуемых лиц.

 Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Вероккьо в четырнадцатилетнем возрасте, в 1466 году, когда Вероккьо был еще известен только как живописец; лишь позднее учитель Леонардо прославился как скульп­тор. В шестидесятых годах XV века слава Вероккьо, как учителя живописи, была весьма велика, и поэт Уголино Верино посвятил живописцу латинское четверостишие следующего содержания: «Право, Лисипп, тебе не уступит тосканец Вероккьо! Ведь из этого источника многие живописцы почерпнули все свое умение. Почти все, чья слава теперь гремит, были обучены в школе Вероккьо».

 Когда Леонардо поступил к Вероккьо, учителю было только тридцать лет, и он сам еще продолжал совер­шенствоваться. Появление гениально даровитого ученика еще более оживило и без того славившуюся мастерскую Вероккьо; быстрые успехи Леонардо подстрекали самого учителя к труду и совершенствованию, а позднее повли­яли на решимость Вероккьо посвятить себя скульптуре преимущественно перед живописью. Двадцати лет от ро­ду, в 1472 году, Леонардо был провозглашен «мастером», но тем не менее, вследствие привязанности к учителю, оставался в его мастерской еще в течение пяти лет.

1 | 2
Предыдущая


17

Катапульта с лебёдкой

Рис. 78.



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.