Леонардо да Винчи
 


Леонардо да Винчи.Биография.Милан.Страница 2

 1  |  2  |  3  |  4  |  5   

Лихорадочная деятельность— Статуя Франческо Сфорца— Academia Leonardi Vinci.— Спектакль с планета­ми— Женитьба Лодовико Моро— Сочинения о живо­писи— Смерть Беатриче д'Эсте— Леонардо замышля­ет написать «Тайную вечерю»— Военные неудачи Ло­довико— Взятие Милана французами

     Герцог Лодовико Моро бросал деньгами направо и налево, но, как часто случается с подобными ему людьми, менее всего был склонен оплачивать самый добросовестный, самый гениальный труд. Леонардо да Винчи жил поэтому около роскоши, но далеко не в рос­коши. Само по себе это обстоятельство не могло бы считаться неблагоприятным для развития его таланта; но герцог действительно эксплуатировал труд Леонардо не тем только, что заставлял писать портреты своих лю­бовниц, а тем, что старался извлечь из способностей Леонардо все, что мог. В натуре Винчи была и без того некоторая склонность разбрасываться, начинать сразу несколько одинаково трудных дел. При дворе миланского герцога Леонардо буквально приходилось быть всем, «разрываться на части», как выражается один из био­графов. Он—придворный, он устраивает празднества, он основывает Академию, состоящую под его управлением; поет, играет на лире и на скрипке, занимается физикой и математикой, и в то же время постоянно рисует, моделирует и пишет — кистью и пером.

     Леонардо да Винчи было с небольшим тридцать лет, когда он вскоре после приезда в Милан начал, по поручению герцога, моделировать статую Франческо Сфорца, не дошедшую до нас, как и весьма многие капитальные произведения Леонардо. Конная статуя была особенно по душе Леонардо, который сам был превос­ходным всадником, любил лошадей и изучал их с самого начала своей художественной деятельности. Сохранилось много свидетельств о том, что фигуры как всадника, так и лошади, созданные Леонардо для статуи Сфорца, бы­ли плодом многочисленных попыток, возобновлявшихся с перерывами в течение десяти лет. В одном старинном сборнике находится следующий рассказ о постепенном развитии идеи Леонардо.

     «Художник весьма долго коле­бался, обдумывая, следует ли ему нарисовать парадного или боевого коня? Надо ли воспроизвести генерала, спокойно командующего на площади, или же полковод­ца, ринувшегося в атаку? Следует ли сообразоваться с античной традицией, которой следовал и его учитель (Вероккьо), или же необходимо пожертвовать теорией относительного покоя, этим высшим законом греческого искусства, ради требований народного воображения, ко­торое понимает героя только в действии и требует, чтобы это действие было особенно характерным? В конце кон­цов, он принял род компромисса, согласовав классиче­ский абсолютизм со свободой, необходимой для жизни».

     Начав работу в 1483 году, Леонардо постоянно переде­лывал и все не был доволен собой. По его собственным словам, то лошадь не имела вида коня, несущего на себе героя и его судьбу, то всаднику не хватало благо­родства и естественности. Оканчивая свой трактат «О те­нях и свете» - целую теорию живописи, Леонардо над­писал на обертке: «Начал четвертую книгу и опять начал коня». Это было весной 1490 года. В том же году Леонардо основал в Милане знаме­нитую Академию, получившую его имя. До сих пор и Миланской амброзианской библиотеке хранятся три выгравированных на меди рисунка, на которых видны слова: Akademia Leonardi Vinci. Среди манускриптов Лео­нардо есть многие, составляющие, по-видимому, про­граммы лекций, которые он читал в Академии. Рукописи, написанные по манере Леонардо, от правой руки к левой, испещрены рисунками, относящимися к теории живописи, и чертежами по геометрии и механике. Увле­каясь предметом, Леонардо во всем хотел быть самосто­ятельным творцом.

     Планы его необычайно широки. Во время засухи и неурожая Леонардо размышляет о спо­собах орошения полей и придумывает разные усовер­шенствования дренажа. Во время слишком обильных ливней и гроз, губящих жатву, он предлагает устроить такие пушки, которые могут, по его мнению, метать разрывные снаряды и разгонять облака. Воздухоплавание постоянно занимало ум Леонардо, и он придумывал разные летательные снаряды. Герцог Лодовико с любо­пытством следил за опытами Леонардо, интересовался его планами, но не давал на них ни гроша, предпочитая устраивать роскошные игрища и дарить Леонардо драго­ценные, но ненужные подарки. Для герцога Леонардо был, прежде всего, устроитель празднеств. Ни одного большого праздника не обходилось без деятельного уча­стия Леонардо. Великий художник должен был декори­ровать залы, составлять триумфальные арки.

     На свадьбе молодого герцога Галеаццо с Катериной Арагонской (ошибка автора, так как Галеаццо был женат на внучке неаполитанского короля Изабелле Арагонской) Леонардо устроил грандиозное и своеобразное зрелище, свидетельствующее, между прочим, о его научных склон­ностях. Леонардо устраивает «рай», но не Рай Данте, а небесное пространство, наполненное планетами. Планеты вращаются вокруг новобрачных, затем является певица в символическом костюме и поет стихи Беллинчони. Даже религиозные празднества не обходились без уча­стия Леонардо. Однажды понадобилось перенести гробни­цу святого Киодо. Леонардо тотчас предлагает свои услуги, он сооружает машину из блоков и веревок и облегчает труд рабочих. Леонардо одно время особенно усиленно за­нимался механикой и был одержим настоящей манией передвижения тяжелых предметов. Еще находясь во Фло­ренции, он предложил "поднять церковь, как гнездо птич­ки, и перенести на другое место". Это рискованное пред­ложение флорентийского Архимеда не было принят. 

     В 1492 году в жизни покровителя Леонардо, герцога Лодовико, произошел переворот. Этот запятнанный кровью развратник женился на Беатриче д'Эсте, прекрас­ной, кроткой и нравственной женщине, любившей мужа и прощавшей ему многое; Лодовико не был в силах окончательно бросить прежней жизни; он, как и всегда, имел несколько любовниц, но нрав его значительно смягчился и с женой он вел себя, как самый кроткий из мужей. Само собой разумеется, что устроителем брачных празднеств был Леонардо, который, несмотря на свои сорок лет, несмотря на свою красоту и мужественность, сам и не думал о женитьбе.

     У Леонардо не хватало на это времени. Теперь, с женитьбой герцога, у него явились новые занятия, прибыли новые заботы. Надо было уго­дить не только хозяину, но и хозяйке, в особенности такой очаровательной, доброй и приветливой, какой была Беатриче. В то же время надо было довершить план орошения правого берега Тичино и окончить задуман­ную работу канализации. И вот Леонардо в одно и то же время составляет план с целью сделать реку Мартезану судоходной от Треццо до Милана и тут же занимается устройством хозяйства Беатриче. Он архитектор, он же и живописец, украшающий герцогский дворец. Он сооружает для Беатриче посреди герцогского сада бассейн с красивой купальней, со стенами розового мрамора, с белой ванной, с мозаиками и фигурой Дианы. Он составляет даже рисунки ключей и головок угрей для пикш, выпускающих холодную и горячую воду.

     Об интимной жизни Леонардо в этот период его щи не сохранилось почти никаких сведений. Да и где их искать? В его манускриптах — но здесь мы находим дневник ума, а не сердца, и никаких личных подробностей, исключая самые банальные заметки, вроде следующей «26 января 1491 года, находясь у синьора Галеаццо, для управления данным им праздником, я придумал для некоторых людей костюмы дикарей. Когда эти люди сняли платье, чтобы примерить костюмы, Джакомо (мальчик, поступивший в услужение к Леонардо) ловко стибрил кошелек одного из них, лежавший на постели, и вытащил все деньги». Рассказав это событие, Леонардо приписывает на полях целый лексикон бранных слов по адресу воришки, который и его постоянно обкрадывал. Вся жизнь Леонардо, так сказать, ушла в его худо­жественную и научную работу и в те навязанные ему занятия, которым он, как и всему, предавался с жаром и любовью. В 1493 году Леонардо, наконец, счел оконченной свою модель конной статуи Франческо Сфорца. Несо­мненно, что на продолжительность этой работы значи­тельно повлияли неблагоприятные условия, в которых находился художник, живя при дворе Лодовико. Но мы уже видели, как строг был к самому себе творец этого произведения, изумившего всю Италию.

1  |  2  |  3  |  4  |  5  


Вращающийся шарикоподшипник

Трансформация постоянного движения

Молот, приводимый в движение диском



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.