Леонардо да Винчи
 


Леонардо да Винчи.Биография.Милан.Страница 3

 1  |  2  |  3  |  4  |  5   

     Модель была впервые показана публике во время торжества бракосочетания Бьянки Марии Сфорца с им­ператором Максимилианом. Леонардо, по обыкновению, распоряжался всеми декоративными работами. Он по­ставил свою модель под триумфальной аркой, сооружен­ной на площади миланского герцогского замка. Как ни пышны были брачные торжества, они не могли затмить успеха Леонардо. Многие современные поэты воспели статую; из всех больших городов Италии приезжали посмотреть на это произведение. «Да потечет бронза»,— воскликнул один восторженный поэт, надеясь, что мо­дель будет вскоре превращена в статую. Но бронза так и не потекла, потому что финансовые и политические затруднения вскоре привели миланское герцогство к кри­зису, и, по-видимому, модель так и осталась моделью.

     «Ты видел, пришелец,—говорит другой поэт,—теперь уходи и радуйся». Третий, впрочем, уверяет, что Лодо­вико велел отлить статую из металла: может быть, это поэтическая вольность. Год спустя (1494 год) Леонардо на время покидает Милан. Он поселяется в Павии, где берет уроки анатомии у генуэзского ученого Марко Антонио делла Торре. Марко режет трупы. Леонардо рисует мускулы и кости пером и красным карандашом. Встречается утверждение, будто всеми своими анатоми­ческими познаниями Леонардо да Винчи обязан генуэз­скому профессору: явное преувеличение, потому что Лео­нардо в то время было уже 42 года и он успел создать такие картины, как «Воскресение Христа».

     Первые уроки анатомической живописи Леонардо брал еще в мастер­ской Вероккьо, и задолго до 1494 года он уже обладал отличным знанием человеческого тела; но люди, подоб­ные Леонардо да Винчи, никогда не считают себя знаю­щими все и достигшими полного совершенства. Уже окончив статую Сфорца, Леонардо написал посвященную герцогу Миланскому и впоследствии пропавшую руко­пись «Что предпочтительнее: скульптура или живопись?» Рукопись эта, очевидно, навеяна чувством неполного удовлетворения, которое доставила Леонардо его статуя, иначе трудно понять, почему в момент, когда его славили поэты, Леонардо поставил скульптуру на низшую сту­пень, заявив, что предпочитает живопись, Леонардо тогда еще затевал написать полный трактат о живописи, но ограничился отрывочными заметками и редактированием знаменитой книги Луки Пачоли, озаглавленной «De divina proportione» («О божественной пропорции»). Леонардо не только составил рисунки и чертежи к этой книге, Но и внушил автору главные мысли. Мы найдем их впоследствии в трактате, написанном самим да Винчи.

     В 1497 году Леонардо был сильно опечален смертью молодой герцогини Беатриче, постоянно страдавшей и молившейся за своего мужа, который, без сомнения, любил ее больше, чем всех своих любовниц, взятых в совокупности, но слишком привык к гаремной жизни, чтобы удовольствоваться одними чистыми поцелуями Бе­атриче. За несколько дней до своей скоропостижной смерти Беатриче впала в религиозный экстаз. Она стала постоянно посещать часовню Милосердной Богоматери, сооруженную над гробницей герцогини Бьянки в доми­никанском монастыре. Она постоянно говорила о смерти и как будто готовилась к дальнему путешествию.

     Несмотря на все эти приготовления, смерть жены была для герцога Лодовико внезапным ударом. Отчаянию его не было пределов. Он сломал свой меч, не хотел видеть детей, не впускал к себе друзей и в течение пятнадцати дней сидел в добровольном одиночном за­ключении, в комнате, обтянутой траурными материями. Наконец, он призвал к себе Леонардо да Винчи, рыдая, бросился в его объятия и умолял его соорудить для Беатриче великолепный мавзолей. Еще раньше Леонардо распоряжался пышными похоронами герцогини. Что ка­сается герцога, в нем на этот раз произошла полнейшая перемена: он бросил всех любовниц, стал набожным до ханжества. В течение месяца служилось по сто панихид в день за душу герцогини; сто факелов горели неугасаемо перед алтарем. Своды храма Милосердной Богоматери были увеличены для постановки великолепного мавзолея «работы неизвестного резца», говорит историк Рио, но в этом резце нельзя не узнать руки Леонардо. Что всего замечательнее, это необычайная поспешность, с которой Леонардо окончил модель мавзолея: вообще он не любил спешить, но на этот раз как будто чувствовал себя в долгу.

     Какое глубокое впечатление произвела на Ле­онардо смерть герцогини видно из того, что под впе­чатлением этого горестного события он задумал свое величайшее произведение — «Тайную вечерю» и окончил его сравнительно необычайно быстро. Менее года пона­добилось художнику для этого произведения, которое было вполне закончено в начале 1498 года.

     Сохранилось много рассказов о том, как писал Ле­онардо эту картину. Известный Бонделло, которого фран­цузский король Франциск произвел в епископы за то, что он хорошо умел «рассказывать», сообщает следующие подробности, тем более важные, что Бонделло был со­временником да Винчи и лично знал художника: «Во времена герцога Лодовико,—пишет он,—несколько дво­рян, находившихся в Милане, встретились однажды в монастыре Богоматери. Они молча созерцали Леонар­до да Винчи, который в то время доканчивал в трапезной зале монастыря свою чудесную картину "Вечери". Этот художник чрезвычайно любил, чтобы посетители, при­ходившие смотреть его произведения, свободно выска­зывали о них свои мнения.

     Леонардо часто приходил рано утром в монастырь, это я видел своими глазами. Он бегом взбирался на свои леса (картина Леонардо, написанная масляными красками, имела характер стен­ной живописи и даже сохранила название фрески). Здесь, забывая даже о пище, Леонардо работал, не покидая кисти, с восхода солнца до тех пор, пока совершенная темнота не делала работы положительно невозможной.  Зато иногда проходило дня три-четыре, когда Леонардо даже не прикасался к картине. Он, однако, приходил и проводил подле нее час или два, со скрещенными на, груди руками. Он созерцал свои фигуры и, по-видимому, сам критиковал их, Я видел также, как в полдень, когда знойные летние лучи делают улицы Милана пустынными, Леонардо выходил из ци­тадели, где он моделировал из гипса коня колоссальных размеров. Отсюда великий художник прямо шел в мо­настырь, не ища тени и выбирая кратчайший путь. Придя в монастырь, он поспешно делал два-три мазка кистью и затем тотчас уходил».

     Гёте в одном из своих сочинений говорит, что каждая из фигур «Тайной вечери» есть превосходный портрет. Это слишком слабо сказано: каждая представляет собой нечто выше портрета, а именно тип. Один писатель XVI века, Джиральди, слышавший о Леонардо от его современников, следующим образом поясняет метод, ко­торому следовал художник, комбинируя черты лиц живых людей и бессмертные типы: «Этот великий художник, когда ему надо было ввести какую-либо личность в одну из своих картин, сначала задавался вопросом о качествах данной личности: благородна ли она или вульгарна, веселого или сурового нрава, следует ли изобразить ее тревожной или спокойной, старой или молодой, добрей или злой. Ответив после долгих размышлений на эти вопросы, Леонардо старался вращаться в обществах, где встречаются обыкновенно люди сходного типа. Он вни­мательно наблюдал их обычные движения, физиономию, ухватки; как только попадалась малейшая черта, годив­шаяся для его предмета, он се отмечал карандашом в маленькой записной книжке, которую всегда носил с собой. Когда, после долгих поисков, художник наконец убеждался, что собрал достаточное количество материала, только тогда он брался за кисть».

     Этот рассказ поясняет и дополняет сообщения Бон­делло. Ясно, почему да Винчи иногда писал с утра до вечера, тогда как проходили дни. когда он вовсе не писал или делал «два-три мазка». Надо было собрать материал и, что еще важнее, продумать его. Впрочем, вот пример, сообщенный самим Джиральди со слов своего отца, бывшего современником художника. Рассказ этот,  сверх  того,  характеризует  отношение  да  Винчи к герцогу Лодовико.

 1  |  2  |  3  |  4  |  5   


Трансформация постоянного движения

Молот, приводимый в движение диском

Трансформация возвратно-поступательного движения в постоянное



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.