Леонардо да Винчи
 


Картины. Страница 5

 1  |  2  |  3  |  4  |  5  

Мадонна Литта
1478-1480
 Мадонна Литта
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Созданная по замыслу Леонардо, ныне большинством критиков считается превосходной работой мастерской.
«Мадонна Литта» — закончена несколькими годами позже "Мадонны Бенуа". На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение. Мать кормит ребенка грудью, устремив на него задумчивый нежный взгляд; ребенок, полный здоровья и бессознательной энергии, двигается на руках матери, вертится, перебирает ножками.

Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Даже беглый взгляд улавливает в «Мадонне Литта» именно эту полноту чувств и сосредоточенность настроения. Но если мы отдадим себе отчет в том, как добивается Леонардо этой выразительности, то убедимся, что художник зрелого этапа Возрождения пользуется очень обобщенным, очень лаконичным способом изображения. Лицо мадонны обращено к зрителю в профиль; мы видим только один глаз, даже зрачок его не вырисован; губы нельзя назвать улыбающимися, только тень в углу рта как бы намекает на готовую возникнуть улыбку, и в то же время самый наклон головы, скользящие по лицу тени, угадывающийся взгляд создают то впечатление одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел вызывать.

Завершая этап долгих исканий в искусстве Возрождения, художник на основе уверенного и точного воплощения видимого создает поэтический образ, в котором отброшено случайное и мелкое, выбраны те черты, которые помогают создать волнующее и возвышенное представление о человеке. Леонардо да Винчи как бы сводит в одно целое разрозненные усилия своих современников и, во многом их опережая, поднимает итальянское искусство на новую ступень.


 Сальватор Мунди
(Спаситель)
После 1510
 Сальватор Мунди (Спаситель)

Эта версия темы из частной коллекции является работой мастерской Леонардо, однако она связана с подлинным рисунком художника, хранящимся в Виндзоре. Картина на подобный сюжет была подарена Папе Павлу 5 (Шипионе Боргезе) как произведение Леонардо, но эта последняя, находящаяся теперь в Галерее Боргезе, считается ныне работой круга Леонардо, а не самого мастера.


Леда с лебедем
1505-1510
 Леда

Леда упомянута Анонимом Гаддионо, а затем Ломаццо среди произведений, привезенных Леонардо во Францию. В источниках многократно фигурирует также картон с проколами на этот сюжет. Поэтому полагают, что оригинал Леды, о котором известно, что он был сильно поврежден в 17 веке, утерян и существуют только реплики, более или менее близкие Леонардо, подобно этой работе.

1  |  2  |  3  |  4  |  5  


Система для хождения по воде

прожектор

Волочильная установка



 

Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Леонардо да Винчи. Сайт художника.