Леонардо да Винчи.Биография.Возвращение в Милан.Страница 3

1 | 2 | 3
Если что действительно заставило Леонардо покинуть Рим, то никак не случайная нетерпеливая фраза папы Льва X. Соперничество с Микеланджело было гораздо более серьезной причиной удаления Леонардо.
В то же время в Риме, кроме Леонардо, находились еще два равные ему гения — Микеланджело и юный Рафаэль. Первый был его врагом, второй — восторженным почитателем и даже учеником, если только величайший из итальянских живописцев имел учителя. Во всяком случае, Леонардо повлиял на Рафаэля гораздо глубже и в лучшем направлении, нежели сухой и резкий Перуджино.
Еще в 1504 году, в начале знаменитого флорентийского поединка между Леонардо и Микеланджело, Рафаэль нарочно примчался из Рима. Один историк рассказывает, что Рафаэль извлек огромную пользу из соперничества между обоими своими великими современниками, потому что друзья и сторонники каждого из них весьма резко критиковали произведения противной стороны. Конечно, не эти сплетни и интриги развили вкус Рафаэля , у него были собственные глаза, и он был более способен, чем все флорентийские государственные советники, сравнить и оценить картины Леонардо и Микеланджело.
Только в самое новейшее время необычайно добросовестные, хлопотливые и талантливые исследования немецкого критика Поля Мюллера-Вальде выяснили вполне вопрос о весьма значительном влиянии, оказанном Леонардо на Рафаэля. Давно уже Арсен Гуссе сказал, что картины Леонардо, его мадонны и его рисунки «открыли Рафаэлю глаза». Значение этой случайно брошенной фразы только теперь вполне подтвердилось. Немецкий критик доказал, что многие из капитальнейших работ Рафаэля находятся в генеалогической связи с рисунками Леонардо, и главным образом теми, которые относятся еще к эпохе молодости да Винчи.
Когда Леонардо прибыл в Рим, Рафаэль был на верху своей славы. Он принял Леонардо как лучшего друга, почти как отца, но, увлеченный своей земной любовью и неземными идеалами, слишком юный по сравнению с Леонардо, Рафаэль не мог быть его товарищем. Что касается Микеланджело, он счел прибытие Леонардо нарушением своих прав. Ему было поручено украсить фасады нескольких церквей и покрышки папских гробниц, и он не терпел соперников. Повторилась флорентийская история; Леонардо не устоял в борьбе с полным силы противником и уступил ему место.
Перед этим, однако, между обоми врагами произошло состязание, на этот раз не карандашом, а пером. Леонардо да Винчи изложил свои мнения о превосходстве живописи над скульптурой. Вот что пишет Леонардо:
«Скульптура есть механическое искусство. Работа скульптора чисто ручная и требует, по преимуществу, физического усилия. Живописец для того, чтобы прийти к желанной цели, должен знать все, что относится к свету и к противоположности света, то есть к окраске, рисунку, размерам тел, к изменениям цвета и формы, которым подвергается предмет, приближаясь или удаляясь от глаза наблюдателя; живописец должен изучать также явления движения и покоя.
Скульптор должен заниматься единственно телами, фигурой и положением. Ему незачем заботиться об освещении, тенях и цветах. Знания линейной перспективы для него достаточно.
Живопись вся — свет и вся — тень. Скульптура изображает лишь известные действия света. Простой рельеф доставляет ей сам собой тени. Что удивительно в произведении живописца, это то, что предметы, изображаемые живописью, как будто выдаются или выделяются с плоскости, на которой они нарисованы. Произведения скульптуры кажутся тем, чем они есть,— это простые воспроизведения того, что есть, без всякой искусственной иллюзии. Всякое человеческое произведение, основанное на опыте и осуществляемое ручным трудом, есть ремесло или механическая наука».
Любопытно сравнить с этим мнением резкое выражение, сделанное от имени скульптуры противником Леонардо.
«Живопись,— пишет Микеланджело,— если я не ошибаюсь, ценится тем более, чем она рельефнее изображает предметы, рельеф же, наоборот, ценится тем менее, чем он более похож на живопись. Поэтому я до сих пор думал, что скульптура — факел живописи и что между ними разница, как между солнцем и луной. Впрочем, научившись мыслить более философски, я пришел к убеждению, что оба искусства, стремящиеся к той же цели, равны по достоинству. Споры о преимуществе той или другой — чистая потеря времени. Я скажу еще, что автор, который вздумал дать живописи преимущество, ровно ничего не смыслит в этом деле; моя служанка лучше могла бы решить этот вопрос, если бы вмешалась в спор».
В конечных своих выводах Микеланджело, разумеется, прав— спор о преимуществах живописи или скульптуры едва ли имеет важное значение, хотя весьма важен затронутый Леонардо вопрос о различии между обоими искусствами. Но по этому отрывку можно судить, каким тоном третировал Микеланджело своего гениального соперника. «Оба великие гения,—говорит Гуссе,—говорили с большей страстностью, чем истинной: ни они, ни их служанка не решили вопроса». Леонардо да Винчи, однако, говорил страстно об искусстве, а не о личностях, чего нельзя сказать о Микеланджело.
Судя по показаниям Рио, автора «Истории христианского искусства», сам папа Лев X стал, наконец, враждебен Леонардо, о котором враги его говорили, что он предан французскому королю. Как нарочно, в Италии господствовала в то время настоящая галлофобия, вызванная опасением, чтобы Флоренция и Рим не испытали участи Милана. После изгнания французов из Ломбардии итальянский шовинизм достиг крайних пределов. Французов называли вандалами, варварами; один поэт написал поэму «Изгнание нечестивых гуннов св. Львом», посвятив ее Льву X. Сам Рафаэль, которого Мишле упрекает за полный политический индифферентизм, изобразил французского короля в виде Аттилы.
Оклеветанный, преследуемый врагами, Леонардо да Винчи решился, наконец, идти туда, где его более всего ценили. Ученик Микеланджело Вазари выясняет без всяких околичностей настоящие причины добровольного изгнания Леонардо.
«Существовало,—говорит он,—весьма сильное соперничество между Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Лев X призвал Микеланджело в Рим с целью выполнить фасад Сан-Лоренцо. По соглашению с герцогом Джулиано Микеланджело поспешил в Рим. Как только Леонардо узнал, что Буонарроти окончательно поселился в Риме, он уехал во Францию».
В таком же роде пишет Ланци: «Винчи нашел в Буонарроти соперника, который мог с ним померяться и которого даже предпочитали, потому что работа Микеланджело всегда давала результаты, даже там, где Винчи (как утверждает и Вазари) нередко ограничивался одними разговорами. Известно, какая вражда возникла между ними, и Леонардо, желая обеспечить свой покой, уехал во Францию».
Не следует забывать, что, несмотря на смерть Людовика XII, Леонардо постоянно продолжал числиться «живописцем короля Франции», и рыцарский, умевший ценить искусство и уважать гений, Франциск I не мог не вспомнить о «своем» живописце.
Во время пребывания в Риме Леонардо да Винчи, кроме «Святого семейства» и одной «Мадонны», написал немного. Он занимался по обыкновению не одной живописью, но и науками и, между прочим, изобрел механизм для выбивания медалей, который вошел в употребление в тогдашнем Риме.
1 | 2 | 3
 Одометр |  Изучение отпечатков пальцев |  Подъемный кран с кольцевой платформой |